С широко закрытыми глазами / Eyes Wide Shut
Название: С широко закрытыми глазами
Оригинальное название: Eyes Wide Shut
Год выхода: 1999
Жанр: Триллер, драма, детектив
Режиссер: Стэнли Кубрик
В ролях: Том Круз, Николь Кидман, Мэдисон Эджинтон, Джеки Совирис, Сидни Поллак, Лесли Лоу, Питер Бенсон, Тодд Филд, Майкл Доуен, Скай Дюмонт, Луиз Дж. Тейлор, Стюарт Торндайк, Рэндолл Пол, Жюльенна Дэвис, Лиза Леоне, Кевин Коннели, Мари Ричардсон, Томас Гибсон, Мариана Хьюитт, Дэн Роллман, Гэвин Парри, Крис Пэри, Адам Лис, Кристиан Кларк, Кайл Уиткомби, Гэри Гоба, Винесса Шоу, Флориан Уиндорфир, Раде Шербеджия, Того Игава, Эйджи Кусухара, Лили Собески, Vinessa Shaw Сэм Дуглас, Энгус МакИннес, Эбигейл Гуд, Брайан В. Кук, Леон Виталий, Кармела Марнер, Алан Камминг, Фэй Мастерсон, Фил Дейвис Tres Hanley
О фильме:
Билл и Элис Харфорд - супружеская пара, производящая впечатление счастливых людей, живущих своей размеренной жизнью в полном достатке. Но за фасадом идеальных отношений скрываются потоки ревности, неудовлетворенности, тайных желаний и жажды чего-то запредельного. Первый шаг делает Элис, рассказывая мужу о своих фантазиях. Терзаемый ревностью Билл идет дальше, выходя за рамки мыслей и слов. Он наяву отправляется в пьянящую сексуальную одиссею, ведомый соблазном и щекочущими нервы переживаниями. Если бы в начале пути он знал, что пределом его мечтаний станет возможность вернуться к своей привычной семейной жизни, он бы не поверил, ведь искушение вкусить запретный плод было слишком сильно…
http://www.kinopoisk.ru/film/3608/
http://www.imdb.com/title/tt0120663/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Страна: США, Великобритания, Warner Bros., Hobby Films, Pole Star
Продолжительность: 02:39:07
Перевод: Профессиональный многоголосый, авторский одноголосый
Субтитры: Русские, английские
Дата релиза: 18.07.2013
Работа над фильмом
Кубрик заинтересовался повестью Шницлера ещё в конце 1960-х годов, когда предложил прочитать её супруге. Он стал подумывать об её экранизации в 1980-х; в главной роли тогда ему виделся Стив Мартин. Съёмки длились 400 дней. Режиссёр Сидни Поллак согласился сыграть Виктора Циглера в последний момент, так как Харви Кейтель был уволен со съёмок. Дженнифер Джейсон Ли уже закончила съёмки, когда Кубрик принял решение полностью переснять её роль, отдав её другой актрисе.
Супруги Том Круз и Николь Кидман согласились подписать открытые контракты, то есть обязались сниматься столько, сколько было нужно Кубрику, как бы долго это ни продолжалось. Во время съёмок актёрам много времени пришлось проводить обнажёнными, и вживание в роль отчуждённых друг от друга супругов, как принято считать, негативно сказалось на их собственных отношениях. Вскоре после окончания съёмок они расстались.
После съёмок почти целый год фильм находился в послесъёмочной (англ. post-production) подготовке. Премьера состоялась 13 июля 1999 года. Чтобы фильм по цензурным соображениям мог быть показан в США, некоторые наиболее откровенные сексуальные сцены пришлось либо исключить, либо «доработать» с помощью компьютерной графики. Кинокритики Джонатан Розенбаум и Джим Хоберман назвали эти доработки «фиговыми листочками» компьютерной эпохи.
По словам представителей студии, режиссёр умер через четыре дня после окончания монтажа. Однако киноэксперты до сих пор спорят, насколько официальные утверждения о законченности фильма соответствуют действительности. Будучи известен своим перфекционизмом, Кубрик мог ещё долго вносить изменения в монтаж. Ходили слухи, что после смерти Кубрика к завершению фильма приложили руку Сидни Поллак и Стивен Спилберг.
Восприятие критиками
Последний фильм Кубрика, как и практически все его работы, разделил американских кинокритиков на враждующие станы. Одни видели в нём старомодную галлюцинацию главного героя с фрейдистским подтекстом, другие восторгались художественной смелостью, с которой Кубрик погрузился в исследование психологических проблем уставших друг от друга супругов.
Фильм критиковали за крайне медленное развитие действия и за то, что нью-йоркские уличные сцены снимались либо в Лондоне, либо в студии. Ощущение нереальности, которое производит в фильме Нью-Йорк, восстановило против работы Кубрика местных кинокритиков. «Сложно снять фильм о городе, в котором ты не был вот уже 35 лет», — иронизировал, в частности, Хоберман.
Поклонники фильма указывали на то, что медлительность действия и нереальность декораций создают у зрителя ощущение сновидения, что это часть режиссёрского замысла. Хоберман счёл едва ли не главным просчётом режиссёра выбор на главную роль Тома Круза: на фоне Кидман очень чувствуется, что он комплексует перед камерой. Противоречивое восприятие фильма кинообщественностью привело к тому, что престижные кинонаграды обошли его стороной.
Толкования
- Если повесть Шницлера — «текучее исследование магнетического поля супругов, в котором тают границы между реальностью и фантазией, а события повторяются раз за разом», то фильм Кубрика — «нуаровая история парня, который выпал из обывательского существования в ночной мир сутенёров и роковых женщин» (Джим Хоберман).
- Роджер Эберт: «Фильм построен как триллер и пересыпан намёками на то, что где-то рядом — заговоры и убийства. В то же время он напоминает кошмар: странные персонажи попадают в объектив кинокамеры и так же внезапно пропадают, сбивая героя с толку непрояснёнными подробностями своих жизней. Сцена примирения супругов в конце фильма не срабатывает. Фильм, интригующий своей непрояснённостью, не должен пытаться всё расставить по полочкам».
- Валерий Кичин: «Действия героев точнее всего определить словом „блуждания“ — они бесцельны, хаотичны и алогичны, как действия загипнотизированного удавом кролика. В фильме особый, нездешний ритм. Всё, как во сне, заторможенно. Фразы в диалоге не говорятся, а роняются — медленно, слово за словом. <…> Это фильм о психологической импотенции, когда любовь заменяется привычкой и напоминает опорожненный сосуд».
- Для Славоя Жижека весь фильм — фантазия на тему динамики совместного и одиночного наслаждения в браке. Когда в конце фильма жена предлагает мужу неожиданное решение проблем («нам нужно как можно скорее потрахаться»), Жижек трактует это как грубую попытку вырвать мужа из мира опасных фантазий: «реальный половой акт выступает в качестве защитной меры от наплыва фантазий».
- Дж. Розенбаум привлекает для толкования фильма афоризм Ж. Делёза об «идентичности мира и мозга»: весь фильм — о том, как примирить одно с другим, как найти равновесие между грёзами и бодрствованием. На это указывает и само название фильма. Реальность в фильме текуча и легко оборачивается фантазией: то, что Билл «наяву» видел на оргии в клубе, его жене привиделось во сне.
Фильм о природе фантазий
По фильму рассыпаны детали, намекающие на фантазийную сущность блужданий главного героя по Нью-Йорку. Пароль «фиделио», благодаря которому он попадает на тайный ритуал, происходит от латинского слова «fidelis», что означает «верный». Кроме того, «Фиделио, или Супружеская любовь» — это название единственной оперы Людвига ван Бетховена. В сценарии пароль звучал «радуга».
Герою Круза в начале фильма, на вечеринке, две девушки предлагали направиться «туда, где кончается радуга». Такое же название — «Радуга» — носит магазин, где герой приобрёл карнавальную маску. У Шницлера паролем было слово «Дания» — намёк на страну, с которой в воображении главного героя связана измена его жены.
Все, кого встречает в ходе своих странствий по городу Билл (будь то мужчины или женщины), видят в нём потенциального полового партнёра. Эти люди — проекции его тайных желаний. Однако Билл предпочитает двигаться дальше, как бы опасаясь своей реакции на эту провокацию — реакции более сложной и неоднозначной, чем он готов себе признаться в этом.
Ему не суждено реализовать ни один из фантазийных сценариев, он обречён занимать положение пассивного наблюдателя. Желания Билла всё время грозят пойти по мазохистскому сценарию и обернуться кошмарами. Так, его заносит на безрадостную оргию, где он подвергается осуждению и символической казни. Он едва избегает объятий проститутки, которая, как выясняется, могла бы заразить его смертельной болезнью.
Тихая жизнь в браке нагоняет на Билла тоску, но он не готов погрузиться с головой и в пучину запретных желаний. В некоторых работах выдвигаются предположения, что Кубрик продолжает тему хичкоковской «Марни» и «Конформиста» Бертолуччи: вечная неудовлетворённость Билла — следствие его тайной гомосексуальност. Однако если герои Хичкока и Бертолуччи в конце фильмов буквально открывают глаза на истинные причины своих слабостей, то известный мизантроп Кубрик приходит к неутешительному выводу: человек слишком слаб, чтобы жить с широко открытыми глазами, так что ему ничего не остаётся, как жить с глазами широко закрытыми
SirAlex25 Прикрывшись маской
Dentr Scorpio Открыть глаза полезнее, чем закрываться от людей.