Нимфоманка: Часть 1-2 / Nymphomaniac: Vol. I-II(2013)
«Нимфома́нка» (англ.Nymphomaniac) — эротическая драма Ларса фон Триера, вышедшая 25 декабря 2013 года в Дании. Прокатный вариант фильма состоит из двух двухчасовых частей. Существует также расширенная режиссёрская версия картины; её первая часть была показана в феврале 2014 года на Берлинском кинофестивале.
Слоган фильма: «Забудь о любви». «Нимфоманка» была тепло принята мировым киносообществом, в ряде рецензий использовались фразы «magnum opus Триера» и «шедевр». Из актёрского ансамбля особенно выделялась Ума Турман, создавшая одновременно абсурдный и трагический образ брошенной жены
Сюжет
Интеллектуал Селигман (Стеллан Скарсгорд) находит в переулке избитую незнакомку, ей оказывается Джо (Шарлотта Генсбур) — женщина, страдающая нимфоманией. Селигман приводит её к себе домой, чтобы позаботиться о ней, и Джо рассказывает ему историю своей жизни от двух до пятидесяти лет. С рассказом Джо начитанный Селигман проводит многочисленные параллели из истории искусства.
Фильм делится на восемь глав.
Том I
Глава первая — «Искусный рыболов»
Джо начинает свою историю с двухлетнего возраста, когда она впервые обнаружила у себя влагалище. Её отец (Кристиан Слэйтер) — доктор, к которому она была крайне привязана, мать (Конни Нильсен) — «холодная сука», не проявляющая никаких признаков внимания к своей семье. Всё своё детство Джо проводила с отцом, заядлым дендрологом, прививающим ей любовь к разнообразным деревьям, в особенности к ясеню.
В пятнадцать лет Джо (Стэйси Мартин играет Джо до 35-летнего возраста) лишается девственности с соседом Джеромом (Шайа Лабаф). Проходит несколько лет. Джо с лучшей подругой B (Софи Кеннеди Кларк; Джо намеренно не называет практически никаких имён Селигману, предпочитая заменять их буквами) организовывают секс-поездку в поезде. B предлагает условия: кто из девушек за время путешествия соблазнит больше мужчин, получит мешочек с шоколадными конфетами. В результате побеждает Джо.
Глава вторая — «Джером»
Джо продолжает рассказ воспоминаниями о своей единственной любви в жизни. Она устраивается на работу секретаршей в полиграфическое предприятие и выясняет, что её шеф — не кто иной, как Джером. Со временем Джо понимает, что развила к нему романтические чувства, и пишет письмо с признанием. Девушка не успевает — Джером отправился в кругосветное путешествие вместе со своей секретаршей.
Глава третья — «Миссис H»
Продолжив развратные похождения, Джо начинает приглашать к себе домой мужчину за мужчиной. Один из них, H (Хьюго Спир), оставляет свою жену и троих детей ради Джо. Подавленная миссис H (Ума Турман) лично прибывает домой к Джо вместе с сыновьями, дабы посмотреть и повлиять на неё. Ситуация становится всё более гротескной, когда Джо навещает следующий по расписанию любовник, A (Сайрон Мельвилль[en]). Миссис H переживает нервный срыв и с криками покидает квартиру.
Глава четвёртая — «Делириум»
Единственная глава ленты, поставленная в тонах чёрно-белой сепии.
Джо вспоминает последние дни своего отца. Она — единственная, кто навещает его, умирающего от рака, в больнице. Джо занимается сексом с несколькими мужчинами в больнице. Спустя время отец умирает, и Джо погружается в депрессию.
Совершая повседневную прогулку, Джо находит в парке Джерома, недавно расставшегося со своей секретаршей. Занимаясь сексом, главная героиня в один день обнаруживает, что более не способна ничего ощущать.
Том II
Джо вспоминает о первом оргазме, который она испытала, будучи школьницей, в поле. Тогда к ней пришли образы Мессалины и Вавилонской блудницы. Селигман рассказывает, что причисляет себя к рядам асексуалов и никогда за свои шестьдесят с лишним лет не спал ни с женщиной, ни с мужчиной.
Глава шестая — «Восточная и Западная церкви (Немая утка)»
Джо впадает в депрессию, обнаружив, что потеряла любые ощущения при сексуальных контактах. От Джерома у девушки рождается сын Марсель.
Идут годы. Джо, в попытках восстановить былую чувственность, посещает садомазохиста K (Джейми Белл). Визиты к нему становятся всё более и более частыми, и в итоге берут верх над воспитанием ребёнка. Джером ставит перед Джо ультиматум: либо он и ребёнок, либо K. Она выбирает последнего. Позже Джо перестаёт видеться и с ним.
Чтобы не заканчивать этот эпизод на грустной ноте, Джо вспоминает, что K впервые познакомил её с одним из методов фистинга — «немая утка».
Глава седьмая — «Зеркало»
Нимфомания Джо становится широко известной в офисе, где она работает. Её босс настаивает на том, чтобы она посещала анонимные группы. После встречи с «сёстрами по несчастью», Джо вычищает квартиру от вещей, напоминающих ей о сексе. Спустя три недели сексуального воздержания Джо намеревается сообщить членам группы о своих успехах, но внезапно видит в зеркале юную версию себя же и срывается.
Глава восьмая — «Пистолет»
Джо становится членом организованной преступной группировки коллекторов и пользуется своим опытом в сексе и садомазохизме, чтобы выбивать деньги с должников. Её босс, L (Уиллем Дефо), советует ей найти преемника, рекомендуя замкнутую дочь опасных преступников. Девочка, P (Миа Гот), в конце концов переезжает к Джо, с которой вступает в романтические и сексуальные отношения.
Проходит время, и Джо подозревает, что P изменяет ей. Её опасения подтверждаются, когда Джо обнаруживает, что любовник P — постаревший Джером. Она берёт свой пистолет и пытается застрелить его в переулке, но забывает дослать патрон в патронник. Джером жестоко избивает её на глазах у P, после чего занимается с девочкой сексом. P мочится на окровавленную Джо и пара уходит. В переулке Джо позже и находит Селигман.
Эпилог
Джо выслушивает аналитические выводы Селигмана и обнаруживает, что наступило утро. Уставшая, она засыпает. Через несколько минут в комнату заходит возбуждённый Селигман со спущенными трусами и пытается овладеть женщиной, на что получает отказ Джо. Женщина берёт пистолет, после чего изображение становится чёрным и зритель только слышит то, что происходит далее. Слышен звук передёргиваемого затвора. Селигман восклицает: «Но ведь вы перетрахали тысячи мужчин». Раздаётся выстрел. Джо собирает вещи и покидает квартиру
Продюсер фильма Петер Ольбек Енсен рассказал, что фильм будет разбит на две части: «Мы делаем два фильма… Я лично надеюсь, что мы должны быть готовы к Каннам в следующем году, съёмки и монтаж обеих картин будут проходить одновременно. Мы хотим закончить их в одно и то же время». Также он пояснил, что будет две версии каждого фильма: без цензуры и с вырезанными откровенными сценами.
Съёмки проходили в период между 28 августа — 9 ноября 2012 года, в Кёльне и Хильдене, Германии и Бельгии
При монтаже сцен несимулированного секса Триер использовал порноактёров — их гениталии были добавлены к телам оригинальных актёров посредством цифровой обработки.
Триер не контролировал процесс монтажа версии, вышедшей в прокат. Хронометраж режиссёрской версии «Нимфоманки» составлял пять с половиной часов. Продолжительность окончательной версии картины — четыре часа. Триеру был категорически неприемлем вариант с сокращением фильма, но он признал, что он необходим для мирового релиза «Нимфоманки». По словам продюсера, ленту урезали из-за коммерческих вопросов, а не цензурных, все «постельные» сцены в картине сохранились.
По имеющимся данным, режиссёр не видел финальную версию «Нимфоманки». На премьере в Дании фильм выпустили без цензуры, прокатчикам из других стран было позволено «замазывать» любые сцены, которые они сочтут неприличными. В связи с этим, Триер отказался от выпуска двух версий «Нимфоманки»: для широкого проката и более откровенной.
Восприятие
Был признан одним из 10 лучших фильмов 2014 года (в котором вышел в широкий мировой прокат) по версии авторитетнейшего французского киножурнала Cahiers du Cinema.
«Когда-то в молодости Ларс фон Триер сказал, что фильм должен быть подобен камешку, попавшему в ботинок. „Нимфоманка“ — настоящий булыжник, который вам предстоит самостоятельно катить в гору, как Сизифу. А на вершине будет поджидать хитроумный датчанин, чтобы одним пинком ноги отправить валун обратно к подножию» — Антон Долин, «Афиша.ру»
«„Нимфоманка“ — это классический фон Триер, но теперь — класса де люкс: все то же самое теми же словами, но в больших объемах, настойчивее и громче» — Сергей Оболонков, Lenta.ru
«В целом же можно сказать, что это квинтэссенция триеризма — ироничная провокация, заставляющая взглянуть на привычное в доведенной до абсурдной экстремальности форме, протестировать человеческое, слишком человеческое в отчужденном от камуфляжной оболочки виде, сверить свои обыденные или, напротив, абстрактные представления о людях и моральных ценностях с тем, как все это предстает в другом реальном обличье» — Нина Цыркун, «Искусство кино»
«[Фильм „Нимфоманка“] кажется готовым, чтобы быть его [Триера] magnum opus. Фильм, в котором он обругивает всё, что ненавидит в современной жизни и современном кино» — Дэвид Стрэттон, The Australian
Награды и номинации
2014 — премия «Бодиль» за лучшую женскую роль (Шарлотта Генсбур), а также 5 номинаций: лучший фильм (Ларс фон Триер), лучшая мужская роль (Стеллан Скарсгорд), лучшая женская роль (Стэйси Мартин), лучшая женская роль второго плана (Ума Турман), лучшая мужская роль второго плана (Джейми Белл).
Привет. Не могу молчать и очень хочу поделиться своими впечатлениями о разрекламированном фильме "Нимфоманка".
Итак, часть первая...
Как и большинство из всех кто смотрел этот фильм, повелась на раскрученную "прелюдию" к нему. И актеры без дублеров, и секс реальный на экране и тд и тп. Вы еще не видели? Так не смотрите! Иначе либидо пониженное на месяц а то и дольше Вам гарантировано. Преподнести секс хуже, более низменно, грязнее и омерзительнее просто невозможно. Отвращение где-то после получаса просмотра. Бесконечно мелькающие неприглядные пенисы, небритые "прелести" главной героини, грязная похоть бьющая пределы воображения любого нормального человека... нет, такое на экраны выпускать было просто нельзя! Хотя, если цель создания сего шедевра была в снижении сексуального влечения молодежи друг к другу, то тогда да, план сработал.
По сути фильм получился о том, как из хорошенькой молодой девушки, секс делает какую-то не ухоженную опустившуюся женщину, которая в вечной гонке за оргазмами, готова пренебречь чем угодно. Возможно дело в главное героине, которую в более старшем возрасте играет абсолютно одиозная актриса Ш. Генсбур?
Плюсов у этого фильма я насчитала 2. Всего 2 за 2 части. Несравненная Ума Турман, которая даже в такой совершенно омерзительной картине смогла сыграть так, что мурашки по всей коже. Что верится - вот она, мать троих сыновей, которых променяли на низкосортную бабенку.
И конечно, Ш. Лабаф. Играл хорошо, но увы... жанр не его. Не его роль. Никому так не показалось?
Вдумавшись, можно конечно увидеть глубоко несчастную женщину, выросшую с матерью, которая совершенно не уделяла ей внимания, и с отцом, который и стал центром ее жизни. Ее юной жизни. Возможно потому такое повышенное влечение к мужчинам? К сексу? В попытках стать кому-то нужной. Но думать об этом фильме не хочется. Он отвратительный.