Мой сайт
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

стр 1  стр 2   стр 3  стр 4   

Чего Вы не видите в фильме "С широко закрытыми глазами"

 

Творчество Стэнли Кубрика сегодня считается кинематографической классикой. Однако даже самые преданные поклоннику режиссера едва ли знают, что Кубрик был страстным поклонником прерафаэлитов и не раз цитировал их творчество в своих фильмах, например в фильме "С широко закрытыми глазами".

 

Сценарий к фильму был написан на основе немецкой новеллы " Traumnovelle" (название обычно переводят с немецкого как "История сновидения"), автором которой был врач и драматург Артур Шницлер. Шницлер был не только современником Зигмунда Фрейда, но и увлеченным исследователем темных сторон человеческой натуры и сексуальности. Адаптируя новеллу Кубрик перенес ее действие из Вены 1920-х годов в современный Нью Йорк, но сюжет и атмосфера остались практически без изменений.

С широко закрытыми глазами. 1999 г. Кадр из фильма.
С широко закрытыми глазами. 1999 г. Кадр из фильма.

Но вернемся к Прерафаэлитам. Когда персонаж Тома Круза доктор Билл Харфорд входит в кафе (ближе к концу фильма), наше внимание обращается на две репродукции картин прерафаэлитов, висящие на стенах. Первая из них - это "Офелия" Джона Уильяма Уотерхауза, которая висит у двери, а вторая - "Астарта Сирийская" Данте Габриэля Россетти, расположенная на видном месте над столом, за которым сидит Харфорд.

С широко закрытыми глазами. 1999 г. Кадр из фильма.
С широко закрытыми глазами. 1999 г. Кадр из фильма.

Честно говоря, произведений искусства в кадрах этого фильма довольно много, и можно было бы назвать их выбор случайным и/ или основанным на личных художественных предпочтениях режиссера, если бы не два факта. Во-первых камера намеренно фиксирует внимание зрителей на этих двух картинах, а, во-вторых, у Кубрика за годы творчества сложилась устойчивая репутация режиссера - перфекциониста, который контролирует и тщательно подбирает малейшие детали в кадре. Исходя из этого, мы считаем, что и прерафаэлиты тут - не случайная декорация, а открытая цитата.

Офелия. Джон Уильям Уотерхауз. 1894 г.
Офелия. Джон Уильям Уотерхауз. 1894 г.

Кубрик в фильме постоянно отсылает нас к образу Офелии. Так, в самом начале Билл Хардфорд спасает от смерти девушку, найденную с передозирвкой в ванной и впоследствии он, как бы случайно, натыкается на заметку в газете, о том, что спасшая его на вечеринке девушка, была найдена мертвой. Все эти девушки по мнению Кубрика подобны Офелии, слишком прекрасные и хрупкие для реальности, они - лишь игрушки в руках окружающих их мужчин, а, может, и самой жизни.

Астарта Сирийская. Данте Габриэль Россетти. 1877 г.

Образ, который Кубрик противопоставляет образу Офелии - это образ Астарты Сирийской. Сам Россетти признавал, что эта картина - один из его поздних и наиболее монументальных шедевров.

Астарта, древняя сирийская богиня любви, более грозная, чем Афродита или Венера. Она широко вырисовывается на почти двухметровом полотне на фоне солнечного затмения, симметрично окруженная двумя ангелами-факелоносцами. У Астарты широкие плечи, длинны руки, скульптурная шея, чувственные губы и тяжелые волнистые волосы. Она представляет собой по-Микеланджеловски массивную фигуру. "Глядящий снизу вверх на деву с этого высокого полотна зритель чувствует себя униженным или подчиненным, как коленопреклоненный поклонник перед религиозным образом", - пишет о картине искусствовед Элизабет Франческа Претеджон. Сам же Россетти посвятил Астарте сонет:

Мистерия: меж солнцем и луной —
 Сирийская Астарта, Афродиты
 Предвестница: из серебра отлиты
Плетенья пояса; их ряд двойной
Таит восторг небесный и земной.
Изогнут стебель шеи, приоткрыты
Уста; вглядись — и вышних сфер сюиты
В биенье сердца зазвучат струной.
Пылают факелы в руках у жриц.
 Все троны света, суть земных материй,
  Власть талисманов, тайный смысл поверий —
Все в ней сокрыто. Так падите ниц
Пред Красотой, не знающей границ
  Меж солнцем и луной: венцом мистерий.

 

С широко закрытыми глазами. 1999 г. Кадр из фильма.

Образ божественной Астарты прекрасно перекликается с образом царящей над толпой девушки, предлагающей себя как выкуп за жизнь Билла Хардфорда. Но Кубрик не зря повесил две картины одна напротив другой. Для него они обе: и хрупкая Офелия, и царственная Астарта - две стороны одной медали. Все мы игрушки в руках фортуны и любой из нас в тот или иной момент становится и царственным властелином, и растоптанной жертвой. Это не герои фильма, но мы все живем "с широко открытыми глазами" и не только не ведаем, что творим, но и не видим того, на что смотрим. И один из финальных кадров фильма, где Николь Кидман так поразительно и не случайно похожа на Елену Троянскую с картины Россетти тоже об этом.

 

стр 1  стр 2   стр 3  стр 4   

 

 

Форма входа

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz