|
Санаторий «Под клепсидрой»
Sanatorium pod klepsydra
![](/999/9977/168149.jpg)
Название: Санаторий «Под клепсидрой»![](/999/9977/PDVD_00e2.jpg)
Оригинальное название: Sanatorium pod klepsydra
Год выхода: 1973
Жанр: Драма / Сюрреалистическая фантазия
Режиссер: Войцех Хас (Wojciech Has)
В ролях: Ян Новицкий, Тадеуш Кондрат, Ирена Орска, Галина Ковальска, Густав Холоубек, Мечислав Войт, Божена Адамек, Людвик Бенуа, Henryk Boukolowski, Северин Далецки
О фильме:
Человек направляется в санаторий, где при смерти находится его отец. Директор этого странного заведения объясняет ему, что в зависимости от относительности времени, в котором существуют пациенты, его отец мертв для всех остальных, но не для тех, кто находится здесь. Человек бродит внутри санатория и по его ближайшим окрестностям, пересекает пришедшие в упадок комнаты, таинственные причудливые сады.
![](/999/9976/PDVD_004.jpg) ![](/999/9976/PDVD_000.jpg) ![](/999/9976/PDVD_005.jpg)
Он видит места, где проходило его детство. Он разговаривает с самим собой ребенком, со своей матерью, видит своего отца, знакомого еврейского торговца тканью. Он встречается с историческими персонажами, Бисмарком, Эдионом, солдатами, другими незнакомыми людьми, которые иногда принимают вид роботов и разбиваются при падении…
![](/999/9976/PDVD_010.jpg) ![](/999/9976/PDVD_009.jpg) ![](/999/9976/PDVD_011.jpg)
Сбивающая с толку работа, которая хочет предложить нам путешествие в подсознание героя. Картина поражает зрителя своей авантюрной яркостью и смелостью, конструкцией многочисленных рассказов. Войцех Хас адаптировал текст Бруно Шульца, так называемого польского Кафку. В этом музее времени цвет является существенным элементом, который сильно обогащает фантасмагорические декорации.
http://www.imdb.com/title/tt0070628/
http://www.kinopoisk.ru/film/168149/
Страна: Польша
Продолжительность: 02:04:30
Перевод: 1: Русский: Профессиональный (многоголосый закадровый)
2: Оригинальная аудиодорожка: Польский
![](/999/9976/PDVD_014.jpg) ![](/999/9976/PDVD_015.jpg) ![](/999/9976/PDVD_016.jpg)
Награды:
Каннский кинофестиваль, 1973 год
Победитель (1):
Приз жюри
Номинации (1):
Золотая пальмовая ветвь
![](/999/9976/PDVD_018.jpg) ![](/999/9976/PDVD_017.jpg) ![](/999/9976/PDVD_019.jpg)
![](/999/9976/PDVD_020.jpg) ![](/999/9976/PDVD_022.jpg) ![](/999/9976/PDVD_023.jpg)
billfay
В поисках утраченного времени
Войцех Хас, учившийся в Краковской Академии изобразительных искусств, и в кино перенёс свою своеобразную графическую манеру видения и изображения реальности и вымысла. При этом соединение формалистически-бессюжетного стиля, с отличающим всё польское(да и соцлагеря в целом) кино «холодноватой отстранённой картинкой», придавало его работам некоторое готическое настроение мистификаций.
![](/999/9976/PDVD_024.jpg) ![](/999/9976/PDVD_025.jpg) ![](/999/9976/PDVD_026.jpg)
Санаторий «Под клепсидрой», к слову сказать снятый на основе рассказов польского писателя Бруно Шульца(погибшего в еврейском гетто во время войны с фашистами), наследует явные признаки вторичности относительно другой работы Хаса- «Рукописи найденной в Сарагосе», поставленной восемью годами ранее. Эти ленты роднит не только общая ирреальность происходящего, но и какой-то личностный посыл наделённый кафкианской абсурдностью.
![](/999/9976/PDVD_027.jpg) ![](/999/9976/PDVD_028.jpg) ![](/999/9976/PDVD_029.jpg)
Главный герой фильма потерявшийся в лабиринте собственных снов, легко «перелезает» из прошлого в настоящее, общаясь со своими умершими родителями и свободно гуляя по просторам своего же прошлого. Трудно даже сказать грезит ли центральный персонаж картины или он уже тоже умер. Аскетизм замедленного развития действия, а сюжета в принципе нет, словно попытка режиссёра «языком кино» показать «застывшее время».
![](/999/9976/PDVD_030.jpg) ![](/999/9976/PDVD_031.jpg) ![](/999/9976/PDVD_032.jpg)
Главное достоинство фильма его декоративный ряд(даром что автор в прошлом художник), с последовательной цепью сцен мечущегося по пространству периактов героя. В одно мгновение, залезнув под кровать, он вылезает с её обратной стороны, удивительным образом оказавшись на площади рынка. И так весь фильм, трюки-переходы нарушают линейность пространства и времени. А иудаистская обрядовость пунктиром проходящая через всё действие, хоть как-то структурирует довольно вычурную и сюрреалистическую форму ленты.
7 из 10
![](/999/9976/PDVD_033.jpg) ![](/999/9976/PDVD_034.jpg) ![](/999/9976/PDVD_035.jpg)
![](/999/9976/PDVD_036.jpg) ![](/999/9976/PDVD_037.jpg) ![](/999/9976/PDVD_038.jpg)
Eriksh Вечный сон под клепсидрой
Облупившаяся краска кусками свисает с потолка ветхого вагона. Вместо привычных рядов лавок хаотично расставлена старинная мебель, потертые сундуки и вазы с иссохшими цветами. Пассажиры застыли и словно впали в летаргический сон, а раскачивающийся поезд медленно везет их мимо зимнего леса. Один только слепой кондуктор уверенным шагом движется среди разбросанных людей и вещей.
![](/999/9976/PDVD_039.jpg) ![](/999/9976/PDVD_042.jpg) ![](/999/9976/PDVD_040.jpg)
Ведь совсем скоро нужно высадить Йозефа, что держит путь к своему умирающему отцу, в старый санаторий «Под Клепсидрой» — место, где время навечно застыло среди пыльных комнат, паучьих тенет и изношенной утвари. И если верить словам главного врача, то в этом заведении все пациенты погружены в глубокий сон, ведь только так можно продлить их жизни, давно угасшие по законам внешнего мира. Гостю остается лишь бесцельно слоняться по комнатам в обществе полуодетой медсестры, шуршать жухлой листвой, забившейся в половицы, да наблюдать за застывшим в мраморной бледности лицом собственного родителя. Но есть в этих старых стенах и совсем иной путь — присоединиться к спящим.
![](/999/9976/kinopoisk.ru-Sanatorium-pod-klepsydra-1592804.jpg)
В сновидениях нет ограничений — среди пугающей непохожести привычных мест встречаются причудливые существа, знакомые и едва узнаваемые личности. В пространстве сна выход из собственного дома уводит в дикую сельву, где темнокожие солдаты в потрепанных мундирах, сражаясь с невидимым врагом, насмерть разят друг друга штыками.
![](/999/9976/kinopoisk.ru-Sanatorium-pod-klepsydra-1592811.jpg)
Бесчисленные миры в единой юдоли разума выстраиваются в эшеровские конструкции с множеством дверей, иногда условных и даже незримых. Именно принцип сна, с его практически бессюжетным течением, лег в основу «Санатория» польского режиссера Войцеха Хаса. В самом начале ленты Йозеф просыпается, но значит ли это, что он очнулся наяву, а не уснул в пути?
![](/999/9976/kinopoisk.ru-Sanatorium-pod-klepsydra-1592810.jpg)
Двухчасовая вереница образов и видений — нелепых, подчас похожих на психопатический бред. В едва уловимых очертаниях угадываются одни и те же помещения, лишь обстановка постоянно меняется, стоит только закрыть лицо руками или забраться под старую кровать на чердаке, дабы с другой стороны выбраться на оживленную площадь.
![](/999/9976/kinopoisk.ru-Sanatorium-pod-klepsydra-1592815.jpg)
Не столько экранизация, а скорее аллюзия по мотивам одноименной книги Бруно Шульца — фильм Хаса близок к классикам сюрреализма вроде Бунюэля или Аррабаля. Торжество стиля тут превалирует над содержанием, однако вовсе не вредит структурной целостности. Композиционно «Санаторий» выстроен как цепочка образов, от светлых и ностальгических, до депрессивных и полных тревоги. Родная улица в еврейском квартале, старушка мать, красотка в соседнем окне — в сущности Йозеф движется по кругу, не всегда строго, но закономерно.
![](/999/9976/kinopoisk.ru-Sanatorium-pod-klepsydra-1592816.jpg)
Только вот с каждым новым витком воспоминания становятся тягостней: мать жалуется на ростовщиков, отец сходит с ума, красавица гибнет, а в трупах живших под крышей птиц копошатся черви. Параллельно истории жизни Йозефа развивается и совершенно абстрактный сюжет о некой Бьянке, якобы возлюбленной императора Франца-Иосифа, бежавшей в латинскую Америку от преследования. Йозефа терзает навязчивая идея раскрыть эту тайну, хотя чем дольше он гуляет по закоулкам санатория, тем сильнее размывается сама цель его присутствия.
![](/999/9976/kinopoisk.ru-Sanatorium-pod-klepsydra-1592818.jpg)
Создается даже ощущение, будто все происходящее — предсмертные переживания героя, его последние мысли перед кончиной. На это намекают и постоянно встречающиеся образы смерти — черепа, покойники, надгробия. Клепсидра — водяные часы, и разговорам о текучести времени в фильме отведена особая роль. Йозеф убежден в том, что время слишком тесно для него самого — причины и следствия едины, а факты становятся очевидны слишком поздно.
![](/999/9976/kinopoisk.ru-Sanatorium-pod-klepsydra-1592820.jpg)
Преломления времени под всевозможными углами, движение из прошлого параллельное движению из будущего. На этих временных стыках герои приходят к нелепым умозаключениям, что за каждой Мексикой скрывается новая, дочка прачки когда-то была мальчиком, а в марочном альбоме зашифровано пособие по изучению жизни.
Камера плавно скользит по невероятным декорациям, где каждая паутинка или зазубрина, при всей нарочитой демонстративности, не смотрятся лишними штрихами. Фильм подобен длинной панораме, а Йозеф играет роль немного чокнутого экскурсовода, ведущего непринужденные монологи и задающего вопросы в пустоту. Мифология наслаивается на религию, экзотические сюжеты смешиваются с иудейскими традициями, вода переполняет сосуд клепсидры, проливаясь наружу, а режиссер облачает своего героя в грязный, словно снятый с откопанного мертвеца, костюм кондуктора. Мы сами себе проводники — жизнь отмеряем мгновениями памяти. В неторопливом путешествии по спирали сна Войцех Хас находит единственный выход ведущий на погост. И это, пожалуй, самая ясная мысль в потоке сюрреалистических сцен и абстрактных образов. Мы живы, пока живет наше сознание. Но «Санаторий», отражающий облик смерти, на самом деле не является фильмом-некрологом, ведь пациенты, уснувшие под клепсидрой, так и не смирились со своей судьбой, для них отпущена только бренная плоть, уснувший разум же навечно затерялся в пространстве безвременных отрезков.
![](/999/9976/7fb60ab1e185e6163c076d161a07d6ea.jpg)
Фильм «Санаторий под клепсидрой» — это путешествие на тот свет и в то же время в глубины памяти и фантазии главного героя.
«Санаторий» — это заповедник, где живут давно умершие люди, где хранятся давно потерянные или вышедшие из употребления вещи.
Не самое надежное место для для самого близкого человека — отца. Однако это единственное измерение — где он жив. Место прекрасное и одновременно жуткое.
![](/999/9976/d6174280420527fcb9f6c561372537c9.jpg)
Стоит отметить изумительные и продуманные декорации, создающие фантасмогорическую атмосферу готического сюрреализма.
Прекрасно воссоздана атмосфера сновидения или бреда, где локации перетекают одна в другую, люди меняют лица, а когда пытаешься присмотреться к какому-либо предмету, он мгновенно теряет очертания.
Что становится с нашими близкими, когда они умирают, с любимыми вещами, когда они пропадают или ломаются, с дорогими сердцу местами, куда уже никогда не попасть?
Они попадают в такой же «Санаторий» нашей памяти, где они, с одной стороны, застывают навсегда, а с другой — обрастают фантастическими подробностями и нашими несбыточными мечтами.
В этом мире почтовая марка способна перенести нас в страны, в которых мы никогда не бывали, но столь живо представляемые нами в детстве.
Главный герой совершает путешествие в один конец, погружается в пучины собственной памяти. Он наблюдает, как образы людей, живущих в его воспоминаниях, постепенно истончаются, теряют силу (ведь все воспоминания постепенно затухают).
А потом он и сам становится такой же тенью, слишком далеко зашедшей по пыльным коридорам «Санатория».
![](/line22.gif)
| |