В 1999 году на экраны вышел последний фильм одного из самых великих кинорежиссеров ХХ столетия Стенли Кубрика «С широко закрытыми глазами». Каждое творение Кубрика – это шедевр, который подолгу обсуждался критиками в прессе. Но фильм «С широко закрытыми глазами» - отдельная история.
Супружеская чета Билла и Элис Харфорд – на первый взгляд счастливая супружеская пара, которая живет в достатке размеренной жизнью. Но в их личной жизни хватает поводов для обсуждений – внутренняя неустроенность супруги приводит к приступу ревности со стороны мужа – известного в городе доктора.
Он уезжает ночью в город, чтобы окунуться в пучину опасных приключений. Он снимает с себя привычную маску и созерцает искушения, которые могут навсегда изменить его судьбу.
Однозначно сложно сказать, о чем этот фильм, ведь снимал его сам Стенли Кубрик. Первый пласт – это семейные отношения, с которых все и начинается, и проблемы в которых служат индикатором.
Режиссер показывает, что все относительно – мелкие неурядицы в отношениях между супругами – ерунда по сравнению с тем, что способно их разрушить. И мудрая супруга в итоге это понимает. Как понимает и то, что сексуальные потребности лучше удовлетворять именно в семейной жизни, об этом говорит ее последняя фраза в фильме.
Второй слой – судьба. Не стоит насильно направлять ее течение в новое русло – малейшие движения в этом направлении могут стоить не только краха семейной жизни, но и самой жизни. Не всматривайся в бездну, иначе она вглядится в тебя. Так и тут – живи своей судьбой, своей жизнью, уготованной именно тебе и не принимай необдуманных решений.
Третий слой – общество, которое состоит из людей, накрепко надевших на себя социальные маски. Равновесие в обществе держится именно за счет баланса этих социальных масок. Главный герой заглянул за ширму и едва не лишился всего.
Четвертый слой – это как раз то, что происходит за ширмой – порочный механизм управления общества, в который случайно из-за любопытства заглянул главный герой. Но ему повезло – в конце фильма у себя на кровати он обнаружил свою социальную маску. До него после вкушения плода с дерева познания добра и зла никому не удавалось вернуться в привычный ритм жизни.
Великолепная режиссура – на экране показан простой ход текущих событий без спецэффектов и наложений сюжетных линий. Но повествование затягивает и постепенно становится многослойным и рождающим новые смыслы.
Убедительные роли Тома Круза и Николь Кидман, в личной жизни которых именно во время работы над этим фильмом произошел раскол, приведший к разводу.
Добротный саундтрек и визуальный ряд. Современное искусство, классика мирового кино, созданная на рубеже тысячелетий.