|
Святая кровь / Santa sangre
![](/999/9967/kinopoisk.ru-Santa-sangre-2282150.jpg)
АЛЕХАНДРО ХОДОРОВСКИЙ
РОБЕРТО ЛЕОНИ
КЛАУДИО АРДЖЕНТО
режиссер
АЛЕХАНДРО ХОДОРОВСКИЙ
оператор
ДАНИЭЛЬ НАНУЦЦИ
композитор
САЙМОН БОСВЕЛ
художник
АЛЕХАНДРО ЛУНА
в ролях:
АКСЕЛЬ ХОДОРОВСКИЙ АДАН ХОДОРОВСКИЙ ТЕО ХОДОРОВСКИЙ
БРОНТИС ХОДРОВСКИЙ БЛАНКА ГЕРРА и др.
НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ:
Гран-при международного кинофестиваля в Мадриде, 1989
Премия "Сатурн" Академии фантастическихForget Everything You Have Ever Seen, фэнтези- и хоррор-фильмов за лучшее исполнение детской роли Адану Ходоровскому, а также номинации: лучший режиссер, лучший хоррор-фильм, лучшая музыка, лучший актер (Аксель Ходоровский), лучшая актриса (Бланка Гера), лучшая детская роль "Фавиола Эленка Тапиа) - США, 1989.
https://www.kinopoisk.ru/film/89584/?utm_referrer=www.google.ru
ССЫЛКИ:
Официальный сайт режиссера (на исп. яз.)
Комиксы Алехандро Ходоровского (на фр. яз.)
Интервью Д. Волчека с Алехандро Ходоровским
О фильме Ходоровского "Священная гора" на сайте Ижевского киноклуба
О фильме Ходоровского "Крот" на сайте Ижевского киноклуба
О фильме Ходоровского "Фандо и Лиз" на сайте Ижевского киноклуба
![](http://www.horosheekino.ru/images/line.gif)
Забудьте все, что вы до сих пор смотрели!
Слоган фильма
"Святая кровь"- фильм мрачно красивый, стилизованный, на грани фильма ужасов, трэша и триллера. Кровь, метафоричность и торжество цвета - кажется, для Ходоровского нет ничего более завораживающего.
Орго - садист и хозяин цирка - изуродовал свою жену после того, как она застала его с другой женщиной. Их юный сын Феникс был тому свидетелем. В результате психической травмы он был помещен в больницу. Через 12 лет его психика, благодаря знакомому раздражителю, возвращается в естественное состояние. Почти естественное… Сын, замещая своими руками отрубленные отцом материнские руки, начинает совершает убийства…
ИЗ ИНТЕРЬВЮ С РЕЖИССЕРОМ
Продюсер Клаудио Ардженто рассказывал, что у героя вашего фильма "Святая кровь" есть прототип, и вы были с этим человеком знакомы. Верно ли это?
Да! Верно! Я согласился с предложением Клаудио Ардженто сделать этот фильм, потому что был знаком с человеком по имени Годжо Гарденас, который в Мексике убил двадцать четыре женщины. Он хоронил убитых в саду дома своей матери. Гарденас признался в преступлениях, был приговорен к десяти годам заключения в психбольнице, выздоровел и стал адвокатом. Тогда-то я с ним и познакомился. Он забыл всё, что с ним произошло. Поверьте, это был совершенно нормальный человек. Познакомившись с ним, я понял, что искупление возможно. У него были две дочери, которые знали его прошлое и души в нем не чаяли. Глядя на него, я пришел к выводу, что и преступное общество, в котором мы живем, может искупить свои грехи. Люди убивают не из-за ненависти, а из-за безумия. Об этом мой фильм "Святая кровь".
Ваш сын Аксель играет в "Святой крови". Это ведь его единственная роль в кино?
Он актер, играет в театре Антонена Арто. И два моих других сына - тоже театральные актеры.
Две сходных сцены в ваших фильмах - в "Священной горе", когда старик вынимает вставной глаз и отдает его девочке и другая - в "Святой крови", когда человек на карнавале отрывает ухо и пытается запихнуть его девушке в рот, мне кажутся отражением Вашего отношения к сексу...
Настоящий художник не знает, что точно он делает. Ницше сказал, что чем выше дерево поднимает свои ветви к небу, тем глубже оно уходит корнями в землю. Чем интенсивнее я ищу возвышенного, тем глубже ухожу в мрачное и страшное. Когда я снимал две эти сцены, я не понимал, что я делаю. Теперь понимаю. Развращенный старик навязывает свои искусственные органы невинному существу. Он демонстрирует то, что у него искусственный глаз, искусственное ухо - то есть органы человеческих чувств, - показывает, что он одноглазый, одноухий, вскрывает свою ущербность. Он порочит невинность. В обоих случаях матери девочек - проститутки. Невинность зарождается в испорченном мире. Цветок вырастает из грязи. Всё, что я так долго пытаюсь выразить словами, на экране длится меньше минуты.
Premiere #9, 1998 из интервью Д. Волчека с Алехандро Ходоровским
![](/999/9967/PDVD_479.jpg) ![](/999/9967/PDVD_478.jpg) ![](/999/9967/PDVD_480.jpg)
![](/999/9967/PDVD_484.jpg) ![](/999/9967/PDVD_483.jpg) ![](/999/9967/PDVD_485.jpg)
Сергей Кудрявцев |
8/10 |
Философско-сюрреалистическая драма
Поклонники сюрреализма, экстравагантного «чёрного юмора» и абсурдного переосмысления религиозно-мистических учений, наверно, не обошли вниманием ленту «Святая Гора», подлинный сюрприз в потоке развлекательной продукции. А данная работа Алехандро Ходоровского, снятая им после долгого (в десять лет) перерыва, на этот раз — при содействии итальянской кинокомпании, но на английском языке, сразу же появилась у нас на видеокассетах. Это позволяет предположить, что отечественным любителям кино вовсе не чужды также и специфические вкусы, тяга к острой, пряной, щедро приправленной всевозможными специями пище. И тот, кто ищет нечто подобное, найдёт в избытке в картине «Святая кровь».
![](/999/9967/PDVD_486.jpg) ![](/999/9967/PDVD_487.jpg) ![](/999/9967/PDVD_488.jpg)
Тут и мистика с обрядом причащения настоящей крови, а отнюдь не вину; и психопатология раздвоенного сознания юного Феникса, который принимает призрак своей матери Кончи за реального человека и превращается в марионетку собственных подавленных инстинктов; и кровавый натурализм отрубленных рук, вспоротых женских тел; и странный ритуал похорон слона, сбрасываемого на радость нищих и голодных в пропасть-свалку; и причудливый мир цирка с вульгарно-наивными карликами, кровожадными метателями ножей, похотливыми субретками…
![](/999/9967/PDVD_490.jpg) ![](/999/9967/PDVD_489.jpg) ![](/999/9967/PDVD_491.jpg)
Несмотря на все эти нагромождения, фильм, по своей сути, прост и ясен: Феникс сможет избавиться от кошмаров и чудовищ, порождённых сном разума, при помощи Альмы (то есть «душа»), девушки, которую он любит ещё с детства. Символика имён (добавим, что жестокого отца зовут Огро, в переводе — «чудовище») говорит сама за себя. Человек возрождается к жизни, вновь обретая душу, утраченную в превратностях грубой действительности.
![](/999/9967/PDVD_492.jpg) ![](/999/9967/PDVD_493.jpg) ![](/999/9967/PDVD_494.jpg)
Ходоровский поставил, пожалуй, наиболее исповедальную ленту, использовав свои воспоминания о детстве и юности, проведённых им как раз в цирке, который странствовал по Латинской Америке. Этому режиссёру всегда претил религиозный фанатизм, фетишизм, тотемизм, он опровергал догматы, подвергал сомнению моральные заповеди и табу. И в картине, созданной аккурат к собственному шестидесятилетию, он снова дал почувствовать зрителям, что «святой кровью» искусства является только жизнь, как она есть — во всех её красочно-праздничных и уродливо-мрачных проявлениях.
1990
![](/999/9967/PDVD_495.jpg) ![](/999/9967/PDVD_496.jpg) ![](/999/9967/PDVD_497.jpg)
|
"Святая кровь" – фильм о цирке. Это самый лучший фильм о цирке, который я видел в своей жизни. А также фильм – о любви, о смерти (dellamore, dellamorte). О святом безумии. Об уродах, карликах, даунах, преступниках. О слонах, шлюхах, полицейских, нищебродах, "человеке-невидимке"… короче, о многом.
![](/999/9967/PDVD_498.jpg) ![](/999/9967/PDVD_499.jpg) ![](/999/9967/PDVD_500.jpg)
Меньше всего хочется перессказывать изощренный сюжет, в котором клинический дурпациент по имени Феникс начинает вспоминать прошлое, а затем начинает строить свое настоящее.
Этот молодой парень, сын цирковых артистов, в раннем детстве стал свидетелем трагедии, одновременно величественной и одновременно нелепой: страсть, ревность, убийство на фоне клоунов и дешевых шифоньеров.
![](/999/9967/PDVD_501.jpg) ![](/999/9967/PDVD_502.jpg) ![](/999/9967/PDVD_503.jpg)
Честно говоря, я не очень хорошо представляю себе, что означает "цирк". В моем представлении – это что-то пугающее. Смесь юродства, нелепства, грации, насилия… Это – шоу, от которого тянет древностью, запахом могилы и еще чего-то искусственного. Но Ходоровский окончательно мистифицирует цирк.
Этот режиссер своим фильмом настолько попадает в "яблочко" моего непонимания цирка, что я уже несколько дней хожу совершенно ошеломленным.
![](/999/9967/PDVD_504.jpg) ![](/999/9967/PDVD_505.jpg) ![](/999/9967/PDVD_506.jpg)
Ну и, потом, фильм снят настолько художественно, талантливо, потрясающе, что вся моя неприязнь по адресу "Крота" и "Священной горы" растворяется окончательно. Алехандро Ходоровский – гений.
Правда, сейчас, благодаря бесконечным стараньям "психологичного" Финчера и его последователей, концовка фильма "Святая кровь" кажется банальной. Если бы фильм остался загадочным и непонятным, и если бы даже отрубить финальный твист, хотя он достаточно красиво сделан, фильм приблизился бы к абсолюту.
![](/999/9967/PDVD_507.jpg) ![](/999/9967/PDVD_508.jpg) ![](/999/9967/PDVD_509.jpg)
Похороны циркового слона. Цирковые артисты, искренне горюя, тем не менее, превращают смерть в шоу. Потом они раздают останки слона (мясо) нищим, а потом, как ни в чем не бывало, начинают веселиться и петь.
![](/999/9967/PDVD_510.jpg) ![](/999/9967/PDVD_511.jpg) ![](/999/9967/PDVD_512.jpg)
Скриншоты из двух других впечатляющих эпизодов. В первом эпизоде происходит кровавая инициация, цирковое (артистическое, художественное) посвящение маленького мальчика в мужчины. Кроме того, имя "Феникс" становится подлинным, за счет татуировки оно врезается в плоть, а за счет боли — в память. Во втором эпизоде — слепая девушка бредет рано утром неизвестно куда, среди останков трущобного ночного разгула. Символическая картина приобретает дополнительную двусмысленность: поскольку девушка слепа, для нее искусственные полноразмерные скелеты-сувениры ничем не отличаются от настоящих скелетов. Но в то же время может статься и так, что она эти скелеты вообще не замечает.
(07.11.2009)
![](/999/9967/PDVD_513.jpg) ![](/999/9967/PDVD_514.jpg) ![](/999/9967/PDVD_515.jpg)
Estetka Сюрреалистичная история Джека-П.
«Вот открыт балаганчик
Для весёлых и славных детей….»
Если точно не знать, что «Святая кровь» — фильм Алехандро Ходоровски, то в какой-то момент можно предположить, что авторство принадлежит Кену Расселу. Те же абсурдные картинки и невменяемые люди. Впрочем, здесь всё по-другому.
![](/999/9967/PDVD_516.jpg) ![](/999/9967/PDVD_517.jpg) ![](/999/9967/PDVD_518.jpg)
«Святая кровь» — страшный фильм. Нет, это не те эмоции, которые возникают в семь лет при просмотре тупых ужасов, после чего не спишь и боишься заглянуть под кровать. Ходоровски наводит страх по-другому — образами, картинами, молчанием и словами. Умирающий слон, заливающий кровью площадь; кидающиеся, подобно муравьям, на его мертвую тушу голодные люди; абсолютно настоящие дети-дауны, пугающие своей реальностью; чертовски натуралистичный процесс нанесения татуировки; зверские сцены убийств — волосы встают дыбом, мурашки бегают по коже, но страшно пропустить даже минуту этого адского циркового представления.
![](/999/9967/PDVD_519.jpg) ![](/999/9967/PDVD_520.jpg) ![](/999/9967/PDVD_521.jpg)
Главный герой этой своеобразной фантасмагории Феникс — классический пациент Фрейда со всеми прилагающимися комплексами, проблемами и поступками. Ответа на вопрос «Кто виноват?», зритель, разумеется, не получит, но вот результат этой вины пожинать придётся. Нельзя сказать, что сюжет непредсказуем, но финала ждёшь как долгожданного освобождения из длительного заключения.
![](/999/9967/PDVD_522.jpg) ![](/999/9967/PDVD_523.jpg) ![](/999/9967/PDVD_524.jpg)
Феникс — птица, сгорающая в свой смертный час, и возрождающаяся из пепла. Вот и Феникс сгорел, не выдержав ужаса семейной драмы. И непонятно — то ли он жертва собственного разума, то ли жизненных обстоятельств. А Альма — глухонемая девочка-гимнастка, а по сути — классический мим — тот самый пепел, такая чуткая, ранимая и нежная — дунешь, и разлетится во все стороны. Она — единственный вид терапии, способной помочь клиническому больному.
«Святая кровь» по своей структуре, актёрской игре и декорациям больше всего напоминает жуткое театральное действо, хотя фильм снимался максимально приближенно к реальности. И легче ни от первого ни от второго факта не становится.
Впрочем, «Святая кровь» — это самое что ни на есть авторское кино. И такие фильмы категорически заслуживают того, чтобы их смотрели.
9 из 10
![](/999/9967/PDVD_525.jpg) ![](/999/9967/PDVD_527.jpg) ![](/999/9967/PDVD_526.jpg)
![](/999/9967/PDVD_529.jpg) ![](/999/9967/PDVD_528.jpg) ![](/999/9967/PDVD_530.jpg)
billfay
«Посему оставит человек отца своего и мать…»
Ходоровский- это волшебный мир, в котором растворяешься, попадая в дивный край эзотерического символизма. Он всегда умело соединял мифическо-философские и религиозные учения, на стыке которых воссоздавал изысканнейшие полотна латиноамериканского искусства. Всегда выразительные по картинке и барочные по содержанию, его ленты, оставляют после их просмотра мистическую недосказанность и полное ощущения пребывания в сказке(эмоции cхожие c детскими).
![](/999/9967/PDVD_531.jpg) ![](/999/9967/PDVD_532.jpg) ![](/999/9967/PDVD_533.jpg)
Вот и этот его фильм, можно назвать сказкой. Сказкой жестокой и злой… Но дон Алехандро всегда был таким, жестоким и злым сказочником, в противовес схожему ему по духу(они оба свои детские комплексы сублимировали в целлулоид, опять же объединяющая их- тема цирка)- сеньору Феллини, который был сказочником добрым и грустным.
![](/999/9967/PDVD_534.jpg) ![](/999/9967/PDVD_536.jpg) ![](/999/9967/PDVD_535.jpg)
В «Святой крови» тема зависимости сына от матери приобретает масштабы древнегреческой трагедии. А образ распутных женщин, как символа греха, преломившись в сознании героя, нанесённой детской травмой, приводит к чудовищным последствиям. В этой работе мастер отошёл от авангардного к более традиционному стилю повествования, приблизившись к жанровому кино. Что было спровоцировано почти десятилетним простоем в профессии. Здесь уже можно сказать, синтез европейского и латиноамериканского стилей кинематографа. Ритмичная структура композиции не даёт зрителю заскучать, при всей пресыщенности сюжета сюрреалистическими символами. Так было и в предыдущих работах режиссёра, только они были более изощрёнными по форме.
![](/999/9967/kinopoisk.ru-Santa-sangre-2550346.jpg)
В главной роли великолепно выступил сын режиссёра Аксель, отлично отрефлексировав безумие и раскаяние своего запутавшегося героя. Его манера игры напомнила «великого безумца» Клауса Кински(с которым они даже внешне похожи). Ну и Ходоровский не был бы собой, не введя в стилистику ленты, составляющую искусства мима(одна из действующих лиц фильма-немая девочка), всё же его учителем был сам Марсель Марсо. В одном из эпизодов герой Акселя со своей матерью разыгрывают знаменитую пантомиму французского гения «Сотворение мира». Ну и конечно обычный для картин режиссёра антураж. Перед нами проходит вереница калеченой фактуры: карлики, великаны, инвалиды-ампутанты, дауны…
![](/999/9967/kinopoisk.ru-Santa-sangre-2550351.jpg)
Сам автор хотел чтобы его фильмы были похожи на стихотворения. Наверное любой настоящий поклонник Ходоровского, воспринимает его творчество, не иначе как поэзию…
9 из 10
![](/999/9967/kinopoisk.ru-Santa-sangre-2550352.jpg)
![](/999/9967/kinopoisk.ru-Santa-sangre-1444876.jpg)
![](/999/9966/kinopoisk.ru-Santa-sangre-2550355.jpg)
gordy Кому принадлежит ваше сознание?
Наш мир кончается там, где начинается цирк. Там, где на место настоящему приходят трюки, иллюзии и превращения, где легко быть обманутым и нетрудно обмануться. Здесь разум верит глазам, а глаза видят то, во что поверил разум.
![](/999/9967/kinopoisk.ru-Santa-sangre-1444877.jpg)
Ходоровски делает цирк местом действия своего фильма, он выводит цирк на улицу, он перемешивает цирк с жизнью, а жизнь мешает с цирковыми представлениями. Он размывает границы между ареной и улицей, представляя урода-коротышку на арене цирка и гипертрофированного гиганта на улице города, он устраивает потешные слоновьи похороны с клоунской похоронной процессией и яростный налёт голодной толпы с выбеленными лицами.
![](/999/9967/kinopoisk.ru-Santa-sangre-1489892.jpg)
Режиссёр морочит голову, заставляя нас смотреть глазами главного героя и видеть мир сквозь призму его болезненного сознания, он незаметно, без всяких спецэффектов, а только за счёт искусно выстроенного визуального ряда подменяет сознание зрителя сознанием серийного убийцы. Постепенно, кадр за кадром, грань между иллюзией и реальностью стирается, превращаясь в единый поток сознания, идущий вслед за туманным взором главного героя, вслед за его памятью, по следам его кровавых представлений.
![](/999/9967/kinopoisk.ru-Santa-sangre-1489899.jpg)
Картина наполнена символами и аллюзиями, отсылающими к библейским текстам, легендам, мифам и сказочным историям, далеко не сразу понятным, но дающим большую пищу для размышлений и толкований увиденных превращений. Актёры, будто специально, играют в подчёркнуто-картинной манере, свойственной больше артистам цирка, нежели драматическим актёрам, этому сильно способствует присутствие в числе персонажей немой девушки-канатоходца, чья связь с главным героем закольцована в сюжете этой картины от первой встречи в начале, до последнего свидания в конце.
![](/999/9966/kinopoisk.ru-Santa-sangre-2550356.jpg)
Многое из увиденного, заставляет ассоциировать Алехандро Ходоровского с образом Орго, отца мальчика Феникса, ножом татуировавшего грудь своего сына, так производя его в мужское сословие, тогда как в этой картине режиссёр безжалостно поставил исполнять главную роль двоих своих сыновей, рискуя, что жестокий перформанс может оказаться опасным для нормального сознания.
![](/999/9966/kinopoisk.ru-Santa-sangre-2550360.jpg)
Глядя на младшего, задумываешься: не применял ли папка к нему мер физического воздействия (очень выразительно выглядел в сценах насилия), как тяжело было старшему? Но ведь справились. Дурные мысли — вон, несомненно, способности у них врождённые, как и талант самого Ходоровского — старшего, сконструировавшего и представившего настоящее чудо искусства, разламывающее голову надвое, заставляя думать, думать, думать и размышлять.
9 из 10.
![](/line22.gif)
| |